Проф. Константин  Бравый 
отделение управления и безопастности университета им. Бен-Гуриона. Негев. Израиль              

Управление и безопасность


Динамика и перспективы развития мирового сообщества

Константин Бравый, Центр Науки и Технологий, Ашдод, Израиль

1. Введение:

"Первая Глобальная Революция". Так был озаглавлен девятнадцатый отчет Римского клуба, который, как известно, объединяет ведущих специалистов по проблемам глобального прогноза. В отчете Римского клуба был сделан вывод о том, что "мир вступает в начальную стадию перехода к новому типу всемирного сообщества, которое будет столь же отлично от сегодняшнего, как общество, созданное Промышленной революцией, отличалось от предшествующего ему Аграрного мира" Основное внимание в отчете Римского клуба уделено анализу ожидаемого влияния глобальной революции ХХ века на изменение экономического могущества ведущих стран мира, а также - на перераспределение сфер влияния между отдельными странами мирового сообщества. Террористические акты глобального масштаба, которые произошли в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, заставляют по-иному посмотреть на ожидаемые последствия глобальной революции ХХ века и задуматься о будущем человечества в условиях современного постиндустриального мира.

Автор разработал основные положения нового направления в развитии системных исследований, - Теория жизнеспособности сложных систем, которые подобно биологическим системам объективно стремятся к выживанию, самосохранению и устойчивому функционированию во внешнем мире. Основные положения теории жизнеспособности, которая в работах автора получила наименование "Виталика", были успешно использованы нами для оптимизации процессов контроля, диагностики, обслуживания и эксплуатации сложных технических систем. Затем эффективность "витального" подхода была апробирована в задачах оптимизации процессов жизнедеятельности промышленных предприятий. В данной статье обсуждаются некоторые результаты использования "виталього" подхода для анализа перспектив развития современного постиндустриального мира. В этом случае сложная система, которая включает мир техники, мир идей и мир людей (миросистема) - это также живой организм, который функционирует и развивается по законам обеспечения жизнеспособности биологических систем.

2. Что такое виталика?

Начну с определений. 
Жизнеспособность - это специфическое свойство сложных систем, которые включают орган управления, средства управления и объект управления. Это свойство характеризует способность органа управления совместно со средствами управления обеспечивать выживание, сохранение функциональных возможностей и устойчивое функционирование объекта управления (например, самолета или организационно-технической системы) в пределах его жизненного цикла..
Объект исследования Виталики: "Витальные Системы" - это организационно-технические (производственные), социально-экономические, общественно-политические и другие сложные системы, которые подобно биологическим системам объективно стремятся к выживанию, самосохранению и устойчивому функционированию во внешнем мире.
Предмет исследования Виталики: процесс обеспечения жизнеспособности "витальных" систем в пределах их жизненного цикла
Математическая модель "витальной" системы: - это многоступенчатая система управления, которая включает объект управления и информационно-управляющую подсистему. Объект управления - это реальная физическая (техническая или биологическая) или организационно-техническая система, которая выполняет функции "витальной" системы. Информационно-управляющая подсистема предназначена для компенсации случайных факторов, воздействующих на поведение объекта управления. 
Законы Виталики проявляются через объективно существующие закономерности обеспечения жизнеспособности биологических систем. Краткое описание объективно существующей закономерности обеспечения жизнеспособности сложных систем представлено в работах автора [1, 2 ].
Средства реализации методов Виталики - это Сети Разумных Управляющих Систем. Новизна Разумных Управляющих Систем (РУС) по сравнению с известными Экспертными Системами (ЭС) заключается в том, что РУС функционируют на основе формализации бессознательной деятельности мозга в области обеспечения жизнеспособности организма. ЭС, как известно, функционируют на основе формализации сознательной деятельности экспертов в различных сферах.
И, наконец, Виталика - это наука о законах, процессах, методах и средствах обеспечения жизнеспособности сложных систем, которая развивается на основе научных открытий в биологии и принципиально новых технических решений в области информационных технологий. 
В бывшем Советском Союзе методы Виталики были использованы для оптимизации контроля технического состояния, поиска дефектов и оперативного управления режимами функционирования особо сложных и ответственных систем таких, например, как система предотвращения столкновений самолетов и система навигации и посадки космического корабля "Буран".
В Израиле мы разработали функциональный механизм Разумных Управляющих Систем (РУС) для обеспечения готовности и безопасности самолетов [ 3 ]. На этой основе мы начали разработку комплексного проекта РУС для оптимизации процесса жизнедеятельности промышленных предприятий. Освоение комплекса РУС в различных отраслях современной индустрии по нашей оценке позволит значительно повысить производительности труда и нормы прибыли в различных сферах реальной экономики индустриально развитых стран современного мира.
Эти научные и научно- технологические результаты составляют фундамент для последовательного исследования основных этапов истории, состояния и будущего развития мирового сообщества.

3. Исследование основных этапов истории развития миросистемы 3.1. Стратифицированная модель основных этапов развития миросистемы
Наш подход к исследованию истории и перспектив развития миросистемы опирается на стратифицированную модель процесса развития мирового сообщества. Эта модель представляет собой описание основных этапов развития мирового сообщества с использованием единых признаков, характеризующих состояние развития мира техники, мира идей и мира людей.
Мы исходим из того, что мир техники, мир идей и мир людей активно взаимодействуют между собой и развиваются на основе единых законов обеспечения жизнеспособности сложных систем, которые подобно биологическим системам объективно стремятся к выживанию, самосохранению и устойчивому функционированию во внешнем мире.
Мы выделяем следующие основные этапы истории развития миросистемы:
I этап - " М и р П р и р о д ы "
II этап - " М и р Р е м е с е л "
III этап - " А г р а р н ы й М и р "
IV этап - " И н д у с т р и а л ь н ы й М и р "
V этап - " М и р К о м м у н и к а ц и й "
VI этап - " М и р И н т е л л е к т а ".
Признаки, которые характеризуют мир техники, мир идей и мир людей мы будем обсуждать в процессе описания истории развития мира техники, мира идей и мира людей.



3.2. История развития Мира Техники
Мир техники на каждом этапе развития миросистемы достаточно полно характеризуется основным типом изделий и достижениями человечества в освоении изделий этого типа.
Основным типом изделий на первом этапе были орудия природы, на втором - кустарные изделия, на третьем - механизмы, на четвертом - машины, на пятом - информационные системы и на шестом этапе - системы искусственного интеллекта.
Динамика развития мира техники определяется процессом освоения новых изделий, который заключается в следующем:
Мир Природы развивался тысячи лет - и появился "топорик", который был крайне необходим для развития Мира Ремесел.
Мир Ремесел развивался тысячу лет - и появилось "колесо", которое было крайне необходимо для развития Аграрного Мира.
Аграрный Мир развивался многие сотни лет - и появилась "паровая машина", которая была крайне необходима для развития Индустриального Мира.
Индустриальный Мир развивался более ста лет - и появился "компьютер", который был крайне необходим для развития Мира Коммуникаций. 
Мир Коммуникаций развивался более пятидесяти лет - и появилась информационные системы, необходимые для развития Мира Интеллекта.
Мир Интеллекта развивался около тридцать лет - и появились "Экспертные Системы", определяющие уровень развития современного постиндустриального мира.

3.3. История развития Мира Идей
Мир Идей на каждом этапе тесно взаимодействовал с Миром Техники и развивал идеи, необходимые для эффективного функционирования миросистемы. В этом смысле можно представить, что процесс развития миросистемы - это процесс развития Всемирного Разума. Каждый этап развития Мира Идей сопровождался новым подходом к описанию объектов материального мира. Динамика развития Мира Идей, который представляет философию и теорию развития миросистемы, заключается в следующем:
На этапе развития Мира Природы появилось образное описание Всемирного Разума как Творца, которое стало основой развития любой религии. Сегодня образное описание создает фундамент для исследования и развития объектов материального мира. Например, первым этапом создания самолета стало образное описание самолета как машины, которая должна летать как птица. 
На этапе развития Мира Ремесел широкое распространение получило вербальное описание общественной системы. Это описание заложило основы системного подхода к исследованию объектов материального мира.
На этапе развития Аграрного Мира появился функциональный подход к исследованию объектов материального мира. Этот подход обеспечил возможность исследования структуры технических систем и установления строгой математической зависимости между свойствами функциональных элементов этих систем. Функциональный подход к технике стимулировал развитие механики и других отраслей индустрии, которые в совокупности создали технологическую базу Промышленной революции XIX века.
На этапе развития Индустриального Мира стал активно развиваться поведенческий подход к исследованию процессов функционирования объектов различной физической природы. Революционное значение поведенческого подхода, который использовал статистические методы исследования, по сравнению с функциональным подходом к описанию технических систем, заключается в том, что этот подход обеспечивает возможность управления поведением объектов различной природы без исследования внутренней структуры этих объектов. Поведенческий подход стимулировал развитие Кибернетики, которая в значительной мере определила содержание и темпы научно-технической революции XX века.
На этапе развития Мира Коммуникаций стал активно развиваться структурный подход к исследованию процессов управления поведением объектов различной физической природы. На этой основе была установлено неизвестная ранее закономерность, которая устанавливает объективно существующие связи между действиями, порождающими процесс обеспечения жизнеспособности сложных систем. 
На этапе развития Мира Интеллекта стал развиваться структурно- аналитический подход к исследованию процесса обеспечения жизнеспособности сложных систем. На этой основе была установлена объективно существующая закономерность обеспечения жизнеспособности сложных систем. Математическое описание этой закономерности явилось основой для развития науки о жизнеспособности реальных физических объектов (энергетических, авиационных, космических и других), которая, по нашему мнению, определяет уровень развития современного постиндустриального мира.

3.4. Основные этапы развития мирового сообщества
Развитие Мира Техники и Мира Идей на каждом этапе создавало свою технологическую и идеологическую базу для функционирования и развития мирового сообщества. Состояние развития мирового сообщества в рамках стратифицированного подхода на каждом этапе характеризуется множеством признаков, таких как: общественно признанные ценности, основная область производственной деятельности, основной представитель, лидер, личные качества лидера, характер производственных отношений и другие. Не рассматривая все перечисленные признаки, остановимся лишь на характеристике производственных отношений, которые позволяют проследить всю динамику развития человеческого общества.
На этапе развития Мира Природы, производственные отношения характеризовались "братством по крови", которое позволило первобытному обществу сохранить себя во враждебном ему окружающем мире.
На различных этапах развития Индустриального Мира производственные отношения последовательно характеризовались жестоким насилием рабовладельцев по отношению к их рабам, притеснением бесправных крестьян со стороны всесильного феодала и жестокой экономической зависимостью наемных рабочих от своих хозяев. На этом завершается история развития индустриального мира, которая нашему читателю хорошо знакома, и начинается история постиндустриального мира.

История постиндустриального мира - это новая страница истории развития мирового сообщества, которая по существу еще не написана.
Этот раздел истории начинается с того момента, когда предприниматель попадает в зависимость от своих рабочих, которые одновременно являются потребителями его продукции. С другой стороны, рабочие попадают в зависимость от успешной работы предпринимателя, который предоставляет им рабочие места. Эта взаимная зависимость между различными участниками производства приводит к тому, что в производственных отношениях начинают изменяться приоритеты: происходит постепенный переход от конфронтации, характерной для индустриального мира, к сотрудничеству, характерному для постиндустриального мира.
Сотрудничество начинается с осознания общности интересов между предпринимателями и всеми другими участниками производства. На основе осознания общности интересов происходит согласование целей между предпринимателями и наемными рабочими. Этот процесс согласования целей завершается в Мире Коммуникаций и создает основу для развития сотрудничества между всеми участниками производства.
В Мире Интеллекта на основе согласования целей происходит распределение функций между крупным, средним и мелким бизнесом. На этой основе слой предпринимателей значительно увеличивается. Появляется общественная необходимость в предостав- лении всем членам общества экономической свободы и широких "прав человека", порождающих идеологический плюрализм.







4. Философия и Технология Развития Свободного мира

4.1 Преимущества и недостатки свободного мира
Вторая половина XX-го века была отмечена противостоянием Тоталитаризма, который был реализован в бывшем Советском Союзе, и Свободного мира, представленного Соединенными Штатами Америки.
В области экономики тоталитаризм Советского Союза был представлен государственной собственностью и народным хозяйством с жесткой централизованной системой планирования и управления. Свободный мир отличает частная собственность и свободный рынок с государственным регулированием народного хозяйства.
В области идеологии тоталитаризм был представлен учением марксизма-ленинизма. Свободный мир представлен идеологическим плюрализмом.
Главной идеей в бывшем Советском Союзе была классовая борьба и подавление идеологической свободы граждан. Главной идеей свободного мира был и продолжает оставаться защита прав человека.
Противостояние между этими двумя общественными система происходило в форме холодной войны. Тоталитаризм не выдержал накала холодной войны и вынужден был капитулировать перед огромными экономическими возможностями свободного мира. Россия, взявшая на себя роль правопреемника Советского Союза, начала развивать свободный рынок и приняла идеологический плюрализм свободного мира.
После казалось - бы убедительной победы демократической системы американского типа над тоталитарной системой "лагерного социализма" возник интерес к исследования перспектив развития свободного мира. Важность этого исследования заключается в том, что через несколько лет после падения "империи зла" стало ясно, что победа демократической системы в России не столь однозначна. Общество в России и в других странах пост советского пространства разделилось на два лагеря, которые соответственно защищают демократические и коммунистические идеи.

Предлагаемое исследование перспектив развития современной демократической системы американского типа основано на утверждении, что мир тоталитаризма и свободный мир - это два крайних фланга, представляющих философию, экономику и идеологию в современном рациональном мире
По нашему мнению современная демократическая система американского типа имеет существенные недостатки, а так называемая "империя зла" имеет свои серьезные преимущества по сравнению с демократической системой свободного мира. Это объясняется тем, что с точки зрения Кибернетики модель тоталитаризма - это централизованная система управления, а модель свободного мира - децентрализованная система управления. В этом смысле преимущество тоталитаризма заключается в том, что централизованная система управления позволяет сконцентрировать усилия общества для достижения конкретных целей, которые определило руководство страны, располагающее всеми рычагами экономического, юридического и идеологического воздействия. Вероятно, именно это свойство тоталитарной системы позволило Советскому Союзу выстоять в первые годы Второй мировой войны, поднять атомную энергетику, обеспечить ресурсами Индустрию Космоса и содержать мощные Вооруженные Силы.
Недостатком тоталитарной системы является то, что эта система не допускает свободного распространения информации и несанкционированной инициативы. Именно этот негатив тоталитарной системы не позволил Советскому Союзу войти в Мир Коммуникаций и отбросил его на обочину столбовой дороги развития мирового сообщества.
Преимущество свободного мира по сравнению с тоталитарной системой бывшего Советского Союза состоит в том, что свободный мир не ограничивает инициативу своих граждан. Недостатком свободного мира является то, что согласование действий между различными участниками производства в рамках этого мира крайне затруднено. Это объясняется тем, что различные слои граждан в свободном мире имеют свои собственные интересы, которые не всегда совпадают с интересами экономического развития страны, а иногда противоречат им.
Преимущества демократической системы позволили свободному миру естественно войти в мир коммуникаций и одержать решительную победу в холодной войне. В то же время существенные недостатки свободного мира приводят к постоянному напряжению в обществе и представляют угрозу для самой демократической системы, которая выступает в качестве гаранта прав и свобод всех граждан страны.
Мы убедились в том, что мир тоталитаризма и свободный мир - это действительно два противоположных полюса на множестве различных типов современных общественно-политических систем. Основным приоритетом в любой тоталитарной общественной системе является приоритет интересов тоталитарного государства перед частными интересами граждан. С другой стороны, в демократической системе американского типа провозглашен безусловный приоритет прав и свобод граждан. Поэтому трезвомыслящему аналитику становится совершенно ясно, что по отношению к двум крайним флангам всегда существует " з о л о т а я с е р е д и н а ".
Сегодня в наиболее развитых странах постиндустриального мира рождается новый тип общественно- политической системы, которая обладает положительными свойствами демократической системы американского образца и тоталитарной системы бывшего Советского Союза и лишена недостатков этих общественно-политических систем. Другими словами, мы утверждаем, что на смену демократической системе американского образца должна придти новая общественная система, которая обеспечит согласование индивидуальных интересов каждого гражданина с общественными интересами обеспечения устойчивого экономического развития и безопасности своей страны. 

4.2. Философия и технология сотрудничества
Философия постиндустриального мира - это философии сотрудничества. Эта философия не отрицает конкуренции, которая, как известно, стимулирует развитие, но утверждает, что приоритетом развития в постиндустриальном мире является сотрудничество, позволяющее распознать единую цель или мотивы функционирования и развития миросистемы.

Цель развития, как полагает автор, означает стремление к увеличению некоторого условного показателя, характеризующего эффективность функционирования миро- системы. Поэтому единая цель должна отражать общие интересы граждан, которые при этом могут продолжать придерживаться различных взглядов по частным вопросам, характеризующим их национальные, религиозные и другие интересы.
Для того, чтобы философия сотрудничества стала реальной политической силой, необходимо, чтобы цель была очень привлекательной и понятной каждому гражданину, которому предоставлено право выбора целей. Такой целью может быть, например, "достойная жизнь". Тогда стремление к достойной жизни - это та рациональная идея, которая может стать исходным пунктом объединения людей под понятным лозунгом "Братства по Разуму".
Однако идея "достойной жизни" на первый взгляд очень напоминает хорошо знакомые идеи "светлого будущего". Поэтому мы считаем необходимым особо подчеркнуть, что эта идея философии сотрудничества может быть работоспособной только в демократическом обществе, которое характеризуется экономической свободой и идеологическим плюрализмом.
Другая особенность философии сотрудничества в том, что она объективно стремится защитить цивилизацию от возможного разрушения и сохранить хотя бы тот уровень жизни, который в свободном мире уже есть.
И, наконец, философия сотрудничества базируется на принципиально новой технологии обработки информации, формирования решений и управления.

Технология обработки информации и формирования оптимальных решений явилась основой для развития " Разумных Управляющих Систем ".
На основе разработки Разумных Управляющих Систем родилась концепция "Разумных Индустриальных Систем", которые осуществляют самодиагностику и самостоятельно определяют: кто, что, когда и как должен делать для успешного функционирования индустриальной системы в пределах ее жизненного цикла.
Отличительным признаком Разумных Управляющих Систем является то, что они дают оптимальные рекомендации для различных специалистов по одному и тому же критерию обеспечения жизнеспособности сложных систем. В этом смысле, Разумные Управляющие Системы становятся инструментом, который порождает сотрудничество сначала между всеми участниками производства, а затем - между всеми гражданами постиндустриального мира. Уникальность этого инструмента заключается в том, что он заставляет обычного человека действовать как альтруист даже в том случае, если он убежденный эгоист.

4.3. Технология политологии
Развитие Разумных Управляющих Систем будет происходить в различных сферах:
- обеспечения готовности и безопасности сложных технических систем;
- менеджмента, маркетинга и формирования стратегии развития промышленных предприятий;
- экономики, экологии, медицины, образования, социального обеспечения и формиро- вания стратегии обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Внедрение Разумных Управляющих Систем для обеспечения готовности и безопасности сложных технических систем позволит повысить эффективность использования функциональных возможностей оборудования промышленных предприятий и сократить потери продукции предприятия из-за запоздалых, неправильных или неоптимальных действий в области обслуживания и эксплуатации этого оборудования.
Широкое использование Разумных Управляющих Систем для промышленных предприятий приведет к тому, что эти предприятия начнут сотрудничать между собой. Это произойдет не на основе идеологии, а на основе новой технологии, т.к. каждое предприятие будет получать оптимальные рекомендации для своей производственной деятельности на основе единого критерия, который устанавливает единые цели обеспечения жизнеспособности сложных индустриальных систем. В то же время эти предприятия будут продолжать конкурировать между собой в области реализации полученных рекомендаций.
Конкуренция промышленных предприятий будет способствовать дальнейшему повышению качества товаров и услуг. Высокое качество требует использование наукоемких технологий и высококвалифицированных специалистов. В результате обострится конкуренция промышленных предприятий на рынке высококвалифици - рованного труда.
Конкуренция на рынке труда всегда происходит на основе сравнения "корзины" товаров и услуг, которую каждое предприятие способно предоставить своим специалистам.
Вес "корзины", с одной стороны, определяется величиной заработной платы, которую устанавливает каждое предприятие. С другой стороны, вес "корзины" зависит от состояния экологии, социального обеспечения, личной безопасности граждан и других факторов, которые определяются состоянием развития страны. Отсюда возникает диалектическое противоречие между предприятием и регионом. С одной стороны, конкурентоспособность промышленных предприятий ограничивается правилами, устанавливающими взаимоотношения предприятий с государственной системой. С другой стороны, государственная система нуждается в налогах, которые необходимы для наполнения корзины такими услугами как социальное обеспечение и личная безопасность граждан. Кроме того, существуют внутренние противоречия демократической системы. Эти противоречия заключаются в том, что, с одной стороны, свободные люди в свободном мире остро переживают любые ограничения в области прав человека и идеологического плюрализма. С другой стороны, эти демократические права и свободы объективно разрушают государственную систему, которая является гарантом конституционных прав и свобод своих граждан.
Все эти противоречия в совокупности приводят к тому, что в современном мире ярко проявляются две тенденции. Первая тенденция определяется постоянным расширением экономической свободы производственных предприятий. Вторая - расширением рамок идеологического плюрализма. Эти две тенденции определяют приоритеты основных политических партий Свободного мира. Одна группа партий (условно - "группа "А") отдает предпочтение правам человека и социально-экономическому обеспечению граждан. Для достижения своих предпочтений эта группа партий готова идти на ограничение экономической свободы и взимание значительных государственных налогов. Другая группа партий (условно - "Б") отдает предпочтение экономической свободе за счет ограничения некоторых прав человека, которые, по мнению этих партий, задерживают экономическое развитие и противоречат национальным интересам страны.
Политика расширения рамок идеологического плюрализма, которой придерживаются "А" партии, приводит к свободному объединению различных групп граждан для защиты своих корпоративных интересов. Эти группы в большинстве случаев не стремятся согласовать свои действия с объективными интересами общества. Более того, нередко своими действиями они разрушают государственную систему, которая в условиях Свободного мира выступает гарантом прав и свобод своих граждан.
С другой стороны, политика ограничения рамок идеологического плюрализма, которой придерживаются "Б" партии, противоречит объективной тенденции расширения сотрудничества между всеми членами демократического общества. Более того, провозглашая идеи экономической свободы, "Б" партии, как правило, мало озабочены проблемами социально-экономического обеспечения "слабых", которые по тем или иным причинам не сумели создать себе условия, необходимые для достойной жизни человека в свободном мире.
В то же время существование двух партий, которые последовательно сменяют друг друга, обеспечивает постоянное развитие демократического общества. При этом реализуется модель "маятника", когда с приходом к руководству "Б" партий происходит ускорение экономического развития, а с приходом "А" партий - происходит согласование уровня социально- экономического обеспечения "слабых" с достигнутым уровнем экономического развития страны.
Противостояние партий ("А" и "Б") обеспечивает постоянную конкуренцию идей, необходимую для развития свободного мира. Однако, свободному миру необходима также объединяющая идея, которая позволит ему устоять против натиска воинствующего национализма и религиозного фундаментализма, выдвинувших соблазнительную идею "Братства по крови или по вере ".
Идея "Братства по разуму" в свободном мире может оказаться действительно конкурентоспособной. Однако для ее реализации должен быть создан инструмент, позволяющий оценивать выгоду от альтруизма и все возможные потери от эгоизма. Необходимость этого инструмента определяется тем, что каждый человек - эгоист, который не склонен учитывать интересы общества, но хорошо осознает свои собственные интересы. 

5. Будущее Свободного Мира

5.1. Об исторической альтернативе развития мирового сообщества 
Мировое сообщество включает различные страны и регионы, которые представляют все возможные этапы развития современного мира (от Мира Природы до Мира Интеллекта). У каждого из регионов современного мира есть представление об альтернативных направлениях своего развития, соответствующих объективно сложившейся системе противоречий в каждом отдельном регионе. Поэтому, если стоять на позициях признания объективных законов развития цивилизованного мира, то появляется желание установить конкретное проявление этих законов и перспективы развития каждого региона.
Наиболее актуальным, по нашему мнению, является прогноз перспектив развития регионов, принадлежащих постиндустриальному миру, ибо это быстротекущий мир и страны, которые принадлежат к этому миру, особенно нуждаются в консультации специалистов в области политологии и футурологии.
Для демонстрации альтернативных направлений развития различных регионов рассмотрим систему альтернатив, сложившуюся в США, Израиле и в России. Не вдаваясь в детали можно утверждать, что Россия находится в Индустриальном Мире, Израиль - в Мире Коммуникаций, а США - в Мире Интеллекта.
Итак, США - это высокоразвитое государство постиндустриального мира, которое имеет наукоемкие технологии в различных областях производства товаров и услуг, широкую сеть Информационных Систем и достаточно развитую индустрию Экспертных Систем. Перечисленные признаки позволяют утверждать, что по уровню развития техники США - это страна, которая находится в Мире Интеллекта и вполне готова воспринять новую технологию Мира Разума.
Израиль имеет наукоемкую технологию в различных отраслях производства и высокоразвитую сеть Информационных Систем. Однако Экспертные Системы только начинают проникать на рынок наукоемких технологий Израиля. Поэтому в соответствии с нашей классификацией Израиль находится в Мире Коммуникаций и прилагает огромные усилия для продвижения в прекрасный Мир Интеллекта.
Россия имеет высокоразвитую индустрию и прилагает огромные усилия для развития информационных технологий в различных областях производства товаров и услуг. По этому признаку Россия пока остается в Индустриальном Мире и мучительно стремится в короткие сроки освоить наукоемкую технологию Мира Коммуникаций.

Стало "общим местом", что Мир Идей - это достояние всего цивилизованного мира. Однако, в различных странах свободного мира это достояние затребовано по-разному. Например, США - это страна, которая проявляет большой интерес к последним достижениям фундаментальной и прикладной науки, а Израиль, как правило, проявляет интерес только к прикладной науке, которая может дать немедленный практический результат. Это говорит о том, что в Израиле решение принимает Человек, заинтересованный в немедленной выгоде, а в США интуитивное решение принимает Человек, действующий на основе принципа ожидаемой полезности в будущем. В этом смысле мы опять можем утверждать, что Израиль стремится освоить технологию Мира Интеллекта, а США готовы воспринять технологию политологии будущего.
Особое место в Мире Идей занимает Россия, обладающая развитой фундаментальной наукой. Эта наука досталась России в наследство от Советского Союза, который был "заряжен" на "светлое будущее". Сегодня новая Россия не проявляет интереса к сохранению своего научного потенциала и допускает самую большую "утечку умов". Одновременно Россия начала проявлять большой интерес к прикладной науке, которая в короткие сроки позволяет создать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. В этом смысле Россия - это страна, которая, находясь в Индустриальном Мире, стремится активно действовать в Мире Коммуникаций.

Приведенное распределение стран по разным этапам развития мирового сообщества подтверждается также средней "корзиной" товаров и услуг, которая в США весит около 3-х тысяч долларов, в Израиле - около 1,5 тысячи долларов, а в России менее 200 долларов в месяц. В соответствии с различным уровнем развития США, Израиль и Россия имеют различные альтернативы общественного развития страны. В США - это экономическая свобода и права человека. В Израиле - это демократия и национальные интересы страны. В России - это демократия, социализм и национализм. Каждую из приведенных альтернатив защищает политическая партия, которая преследует свои политические цели. Каждая партия стремится максимально овладеть электоральным потенциалом страны. Поэтому страсти разгораются иногда не на шутку. Однако при этом не возникает сомнений в том, что основные политические партии Свободного мира преследуют рациональные цели социально-экономического развития своей страны.

Каждая партия в свободном мире выдвигает свои идеи, конкурирующие с идеями других политических партий. В результате возникает конкурс политических лидеров, каждый из которых защищает идеи своей партии. Вся картина политической борьбы дышит динамизмом и несет в себе огромный заряд энергии, необходимый для ускорения темпов социально- экономического развития своего региона.
Острые противоречия свободного мира, который отличается экономической свободой и идеологическим плюрализмом, объективно способствуют ускорению темпов социально- экономического развития мирового сообщества. Поэтому противоречия Свободного мира вызывают меньше беспокойства, чем идеологическое противостояние между странами до индустриального и постиндустриального мира. В этих условиях идея "Братства по Разуму", по нашему мнению, может действительно стать конкурентоспособной альтернативой свободного мира перед лицом воинствующего национализма и религиозного фанатизма, выдвинувшего идею узко понимаемого "Братства по крови или по вере ".

5.2. Модели Будущего Развития Демократической Системы
Свободного Мира
На основе принципов идеологического плюрализма можно утверждать, что плодотворная идея в Свободном Мире - это идея, которую Свободный Человек на основе свободной конкуренции готов предпочесть любой другой идее из предложенного ему множества альтернативных идей.
Такой подход позволяет рассматривать процесс развития свободного мира с позиций Теории Динамического Выбора. Центральным понятием Теории Динамического Выбора служит понятие нововведения как альтернативы для индивидуального выбора. Центральной фигурой распространения нововведений, экономической конкуренции и коллективного выбора является Человек. 
Известна модель Человека Экономического. В соответствии с этой моделью Человек Экономический - это полностью эгоистическое вненациональное всезнающее существо, которое осуществляет свой рациональный выбор между различными альтернативами на основе принципа оптимизации полезности на момент принятия решений. Такая модель отражает поведение Человека в Мире Интеллекта. Действительно, в этом мире Человек имеет возможность получить всю информацию, необходимую ему для выбора действий. Эта информация в виде "базы знаний" была по наследству получена Человеком из Мира Коммуникаций. Более того, в Мире Интеллекта достоянием Человека стала Экспертная Система, которая позволяет ему сравнить между собой все множество альтернативных действий в некоторой сфере и получить рекомендацию для выбора действий в этой сфере. 
Экспертные Системы, дающие рекомендации для выбора действий, подготовили развитие Разумных Управляющих Систем, которые будут давать рекомендации для выбора социального поведения человека. И впрямь, в результате развития Разумных Управляющих Систем Человек Экономический получит инструмент, позволяющий ему оценивать различные варианты поведения социально-экономической системы, которое определяется совокупностью действий, формирующихся в условиях существования современного мира. В этом смысле Разумные Управляющие Системы расширяют функциональные возможности Человека Экономического и позволяют перейти к описанию модели Человека Социального.
Человек Социальный - это полностью эгоистическое вненациональное всезнающее существо, которое осуществляет свой рациональный выбор между различными альтернативами социального поведения на основании объективной оценки ожидания полезности на определенном интервале времени в будущем. Для практической реализации принципа оптимизации полезности Человек Социальный будет иметь новый инструмент и критерий для оценки, сравнения и выбора альтернатив социального поведения. Этот Инструмент - это единая Сеть Разумных Управляющих Систем для оптимального управления процессами жизнедеятельности предприятий и организаций в различных сферах современного постиндустриального мира.
В качестве объективного критерия качества альтернатив Человек Социальный будет использовать "корзину" товаров и услуг, которая позволяет количественно оценить фактически достигнутый и ожидаемый уровень жизни граждан в различных регионах современного мира.
Таким образом, история свободного мира - это история развития человеческого общества, которое прошло большой путь от "братства по крови" через насилие, притеснение и сотрудничество к тесному партнерству между крупным, средним и мелким бизнесом, представляющим достаточно широкий слой участников производства. Логика развития событий приводит нас к естественному выводу о том, что дальнейшее углубление и расширение сотрудничества между всеми членами общества неотвратимо ведет нас к "Братству по разуму", которое достойно завершит еще один огромный цикл развития мирового сообщества в реальном мире.

5.3. Технология Развития Свободного мира
Ступени развития Свободного Мира - это 5 этапов развития мирового сообщества, получивших наименование: Мир Природы, Мир Ремесел, Аграрный Мир, Индустриальный Мир и Постиндустриальный Мир, который включает Мир Коммуникаций, Мир Интеллекта и Мир Разума. Все развитие мирового сообщества, по мнению автора, происходит объективно, независимо от воли людей.
На последнем этапе развития Постиндустриального Мира Человек Социальный впервые получит инструмент, который позволит ему достоверно оценить ожидаемый выигрыш от альтруизма и возможные потери от эгоизма.
Таким инструментом, представляющим Мир Разума, будут Сети Разумных Управляющих Систем, которые принципиально отличаются от Экспертных Систем, представляющих современный Мир Интеллекта.
Принципиальное отличие между Экспертными Системами и Сетями Разумных Управляющих Систем заключается в том, что Экспертные Системы позволяют выбирать наилучшие действия, а Сети Разумных Управляющих Систем позволяют выбирать наилучшую модель социального поведения. Выбор д е й с т в и й Экспертные Системы осуществляют в о д н о й сфере производства товаров или услуг, выбор социального поведения Разумные Управляющие Системы осуществляют на основе сравнения альтернативных вариантов поведения, которое определяется выбором наилучших действий в р а з л и ч н ы х сферах, которые формируют ожидаемый полезный результат функционирования социально-экономической и общественно- политической системы.
В этом смысле Разумные Управляющие Системы - это новая генерация Экспертных Систем, которые дают рекомендации на основе оценки ожидаемых результатов выбора действий в различных сферах. Например, в области обслуживания и эксплуатации производственного оборудования; в области менеджмента, маркетинга и развития промышленных предприятий, а также в сферах макроэкономики, экологии, медицины, образования и социального обеспечения граждан.
Появление Разумных Управляющих Систем, которое произошло на основе развития Экспертных Систем, можно сравнить, например, с появление м а ш и н ы, созданной на основе развития м е х а н и з м о в. Правомерность этой аналогии определяется тем, что механизмы обеспечивают преобразование только о д н о г о вида энергии (механической), а машины позволяют преобразовывать р а з л и ч н ы е виды энергии (например, тепловую - в механическую, механическую - в электрическую и т.д.).
Эту историческую параллель есть все основания продолжить: появление машины привело к П р о м ы ш л е н н о й революции XIX века, появление и развитие Разумных Управляющих Систем создает технологическую базу для И н т е л л е к т у а л ь н о й революции XXI века.

6. Интеллектуальная Революция ХХ1 века
Два тысячелетия человечество шаг за шагом продвигалось к Интеллектуальной Революции, которая сегодня находится на третьем завершающем этапе своего развития. Первый этап развития Интеллектуальной Революции породил Мир Коммуникаций, связанный с появлением компьютера. Главными признаками Мира Коммуникаций были "Интернет" и глобализация мировой экономики. Второй этап - это "Мир Интеллекта", который наиболее полно представляют Экспертные Системы и глобальные процессы развития высшего образования. Третий этап - это "Мир Разума", который будут представлять Разумные Управляющие Системы и синтетические процессы глобальных преобразований в индустрии и общественно- политической сфере.

Разумные Управляющие Системы (РУС) впервые формируют инструкции для оптимального решения широкого круга задач, определяющих эффективность управления процессами жизнедеятельности технических, организационных и организационно-технических систем. Формирование оптимальных решений в различных сферах РУС осуществляют по единому критерию обеспечения жизнеспособности сложных систем. И, наконец, РУС впервые позволяют самым высококвалифицированным специалистам решать такие задачи в области обработки информации и управления, которые без использования РУС они решать не могли. 

Ближайшие перспективы развития современного постиндустриального мира автор показал на примере "Целевой программы обеспечения устойчивого экономического развития Израиля на 2003 - 2008 годы". Острая потребность в целевой программе обеспечения устойчивого экономического развития Израиля возникла в связи с глубоким кризисом, который сегодня переживает индустрия высоких технологий США, Израиля и других наиболее развитых стран современного постиндустриального мира. Главная цель программы - освоение и широкое внедрение в экономику страны Разумных Управляющих Систем, для которых существует огромный рынок США, Германии, Франции, Японии, России и других индустриально развитых стран современного мира. 

Целевая программа обеспечения устойчивого экономического развития Израиля, по мнению автора, представляет особый интерес для экономики России. Это объясняется тем, что освоение Разумных Управляющих Систем обеспечит эффективное использование огромного индустриального и научно-технологического потенциала России и позволит за сравнительно короткое время сократить отставание экономики России от наиболее развитых стран современного постиндустриального мира.

7. Заключение
В предлагаемой статье фрагментарно представлены некоторые результаты исследования истории, состояния и будущего развития мирового сообщества. Исследование выполнено на основе нового направления в развитии Кибернетики и Теории Систем: "Теория жизнеспособности сложных систем". Показано, что теория жизнеспособности развивается на основе научных открытий в биологии и создания принципиально новых технических решений в области информационных технологий. Отмечается, что миросистема - это сложная система, которая включает мир техники, мир идей и мир людей. Показано, что мир техники, мир идей и мир людей взаимодействуют между собой и в совокупности определяют уровень развития мирового сообщества на каждом этапе развития миросистемы.
Главная мысль автора заключается в том, что мировое сообщество развивается на основе объективных законов обеспечения жизнеспособности сложных систем, которые, подобно биологическим системам, объективно стремятся к выживанию, самосохранению и устойчивому функционированию во внешнем мире. 
Главное внимание в статье сосредоточено на исследовании будущего развития свободного мира. Основными результатами этого исследования являются следующие:
1. В самом общем виде представлены Разумные Управляющие Системы, которые создают основу для коренных изменений качества интеллектуальной производственной деятельности Человека в различных сферах.
2. Обозначены контуры новой общественно-политической системы, которая будет одновременно обладать признанными преимуществами Демократической Системы американского образца и отдельными специфическими свойствами Тоталитарной Системы бывшего Советского Союза и лишена недостатков этих общественно-политических систем.
3. Приведены основные положения стратегии и технология формирования рекомендаций для обеспечения устойчивого экономического развития каждого отдельного региона с учетом достигнутого состояния развития этого региона.
Основными выводами из анализа полученных результатов исследования являются следующие:
1. Новая общественно-политическая система будет развиваться на базе Демократической системы, которая определяет современный уровень развития мирового сообщества.
2. Новая общественно-политическая система возникнет на основе свободного выбора граждан, которые получат инструмент для количественной оценки ожидаемого выигрыша от альтруизма и неминуемых потерь от эгоизма.
3. Новая общественно-политическая система обеспечит согласование индивидуальных интересов каждого гражданина с общественными интересами обеспечения устойчивого экономического развития и безопасности своей страны.
Развитие новой общественно-политической системы, по мнению автора, приведет к глобальным преобразованиям в общественном сознании Человека. Эти преобразования требуют дополнительного исследования, которое мы планируем поставить в рамках нового направления в развитии науки о жизнеспособности сложных систем.
Мы понимаем, что реальная жизнь значительно богаче любых сколь угодно сложных умозрительных моделей. В то же время, предлагаемое исследование отражает тенденцию развития Мира техники, Мира идей и Мира людей, которые взаимодействуют между собой и определяют перспективы развития мирового сообщества. Каждый новый этап развития мирового сообщества неминуемо приводит к существенным изменениям во всех областях жизни человека и общества. В этом смысле наше исследование, с одной стороны, позволяет определить перспективы развития мирового сообщества и стратегию развития различных регионов современного мира, а с другой - готовит Человека и мировое сообщество к интеллектуальной революции ХХ1 века.


Литература:
1. Бравый К.Л. Закономерность поведения целенаправленных систем. - ДЕП. ЦНТИ "Информсвязь", 1988, № 10.
2. Бравый К. Парадигма жизнеспособности. "Вести", 22.08.2001.
3. Бравый К., Буравлев С. Умные Системы Советники - новое поколение Экспертных Систем. - Научный Израиль - Технологические Достижения, 1999, № 2.





 

Copyright ©  Bravy K, 2003.

a_center@netvision.net.il